Обзор рынка образовательных технологий
Выпуск №1 (12), 2020
логотип сбербанка

Обзор рынка образовательных технологий

Выпуск №1 (12), 2020

Аналитика

85 % россиян позитивно оценивают внедрение онлайн-образования

В конце 2019 года по заказу Минобрнауки было проведено социологическое исследование, призванное изучить отношение россиян к проектам в области онлайн-обучения. Исследование проводилось в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В выборке участвовали более тысячи человек, представляющие коммерческие организации (руководители компаний, учебных центров и HR-директора) и вузы (руководители, преподаватели, учащиеся).

Согласно исследованию, большинство опрошенных (85 %) считают обязательным включение онлайн-технологий в образовательный процесс. Например, 75 % студентов поддерживают внедрение в учебный процесс обязательных онлайн-курсов/модулей, а ещё 64 % считают, что с внедрением онлайн-курсов качество их обучения станет выше.

В динамике 2018–2019 годов позитивное отношение преподавателей вузов и компаний работодателей выросло в среднем на 10 %, отношение студентов не изменилось — 88 % респондентов положительно настроены к интернет-технологиям, позволяющим проходить обучение удалённо.

Опыт онлайн-обучения среди россиян в 2019 году

Тем не менее только 25 % респондентов получали знания, изучая онлайн-курсы, 65 % никогда не проходили онлайн-обучение, а 10 % никогда о нём не слышали.

Среди лидирующих факторов прохождения онлайн-обучения респонденты назвали повышение профессиональных навыков (57 %), требование работодателя (29 %).

С какой именно целью вы проходили онлайн-обучение?

Венчурные инвестиции EduTech достигнут $ 87 млрд к 2030 году

Венчурные инвестиции в сферу EduTech увеличились с $ 500 млн до $ 7 млрд с 2010 по 2019 год. В следующем десятилетии прогнозируется более чем трёхкратное увеличение инвестиций, которые, как ожидается, достигнут отметки в $ 87 млрд. Это связано с некоторыми ключевыми драйверами роста рынка образовательных технологий:

К 2030 году частные, корпоративные и государственные расходы на обучение вырастут до $ 10 трлн. Такой рост связан с увеличением числа выпускников школ и университетов.

Прогнозируется, что к 2025 году расходы на онлайн-образование вырастут до $ 342 млрд по сравнению с $ 142 млрд в 2018 году. Образование по-прежнему заметно отстаёт в цифровом сегменте: менее 3 % общих расходов приходится на онлайн-обучение.

К 2025 году ожидается рост расходов на образовательные технологии, например, на VR/AR (вырастут до $ 12,6 млрд по сравнению с $ 1,8 млрд в 2018 году) и ИИ для обучения (вырастут до $ 6,1 млрд по сравнению с $ 0,8 млрд в 2018 году).

Сегмент B2G в российском EduTech зарабатывает больше всего

Аналитики Skyeng рассмотрели данные по 137 EduTech-компаниям, в том числе 35 из списка крупнейших по версии РБК, и пришли к следующим выводам:

Средняя выручка в секторе B2G втрое выше, чем в рознице. По итогам 2018 года самая высокая средняя выручка на компанию в B2G — 207 млн руб. В B2B она составляет 64 млн руб., B2C — 79 млн руб. При этом B2G-сектор насчитывает лишь 7 % EduTech-компаний, в отличие от B2C (68,6 %) и B2B (26 %).

В секторе B2C обучение английскому языку — самый быстрорастущий подсегмент. Больше всего в 2019 году заработали компании, которые обучают и взрослых, и детей, — 2,57 млрд руб. (сегмент вырос по выручке на 126 %). Суммарная выручка компаний, ориентированных только на детей, за прошлый год составила 1,47 млрд руб., а компаний, работающих со взрослыми, — 2,1 млрд руб. Оба сегмента выросли на 80–90 %.

Обучение английскому языку — выручка в секторе B2C

Дистанционное обучение входит в топ приоритетных технологий обучения

Аналитики Promethean представили ежегодный отчёт «State of Technology in Education», в котором выделили 5 основных технологий, рост которых ожидается в ближайшие 1–3 года. На первое место выходят облачные инструменты для планирования и проведения занятий (35,8 %), на втором месте инструменты онлайн-оценивания обучающихся (31,4 %), технологии виртуальной и дополненной реальности оказались на третьей строчке (25,3 %), четвёртое место занимают технологии программирования и робототехники (21,8 %), замыкают пятёрку технологии дистанционного обучения (21,6 %).

По оценкам экспертов, у образования будущего не будет границ: обучающиеся уже могут обмениваться знаниями со студентами из любой страны. А с помощью AR- и VR-приложений есть возможность посещать самые отдалённые точки планеты, не покидая классной комнаты.

35,8 %

Облачные инструменты
для планирования
и проведения занятий

31,4 %

Инструменты
онлайн-оценивания
обучающихся

25,3 %

Технологии виртуальной
и дополненной реальности

21,8 %

Технологии
программирования
и робототехники

21,6 %

Технологии
дистанционного
обучения

Искусственный интеллект в EduTech не заменит преподавателей

Согласно исследованию McKinsey & Company, технологии с применением искусственного интеллекта в состоянии помочь преподавателям перераспределить до 30 % дополнительного времени на взаимодействие с обучающимися за счёт автоматизации рутинной работы. В исследовании отмечено, что только 49 % времени учителей направлено на преподавание и объяснение нового материала, в то время как остальная половина рабочего дня уходит на подготовку, администрирование, оценку и обратную связь.

Меньше половины из 50-ти рабочих часов за неделю учителя тратят на непосредственное взаимодействие с учениками

Область с самым большим потенциалом автоматизации — подготовка к занятиям. В четырёх странах, представленных в исследовании, учителя тратят в среднем 10,5 часов в неделю на подготовку материалов. Эффективное использование технологий с ИИ, включая коллаборативные и peer-to-peer платформы, базы знаний, EduTech-приложения, может сократить это время до 6 часов.

Искусственный интеллект, по мнению аналитиков McKinsey & Company, вряд ли вытеснит профессию учителя в обозримом будущем, так как существует ряд качеств, которые эта технология не может имитировать: мотивация обучающихся, формирование благоприятного психологического климата в классе, разрешение конфликтов, наставничество и коучинг.

Объём рынка VR и AR растёт, но специализированных решений нет

Аналитики из Zion Market Research подсчитали, что в 2016 году объём рынка AR- и VR-технологий в денежном выражении превысил $ 2 млрд. Специалисты из Fortune Business Insights дали оценку рынка за 2017 год уже в $ 6 млрд, а за счёт лавинообразного распространения технологий VR мировой рынок достиг в 2019 году отметки в $ 22 млрд и будет продолжать стремительно расти. К 2022 году глобальный оборот от продаж корпоративных решений для VR- и AR-обучения вырастет до $ 6,3 млрд, по данным отчёта ABI Research.

Объём рынка AR- и VR-технологий, $ млрд

В первую очередь такие быстрые темпы роста данного рынка могут достигаться за счёт использования технологий VR в тяжёлой и химической промышленности, нефтеперерабатывающей и газовых отраслях; разработки обучающих тренажёров и профессиональных симуляторов для сотрудников предприятий.

Сферы применения технологий VR

Тяжёлая
промышленность

Химическая
промышленность

Нефтеперерабатывающая
промышленность

Газовая
промышленность

Тем не менее сегодня на рынке нет специализированных решений технологий AR и VR. Таким образом, компании вынуждены под каждый проект делать свою разработку, самостоятельно решать задачи интеграции VR-инструментов в процессы компании, их конвертации и масштабирования по филиальной сети.

Новости

Дистанционное обучение переходит
в виртуальную реальность

Технологии виртуальной реальности чаще используются на очных занятиях, но также широко применяются и в дистанционном обучении. Так, слушатели Лондонской школы бизнеса и финансов, которые проходят обучение в дистанционном формате, стали получать бесплатные очки виртуальной реальности для прохождения курса публичных выступлений. Симуляция оценивает скорость и громкость речи, интонацию, вовлечённость аудитории в заданном сценарии, а также помогает преподавателям предоставить студентам объективную обратную связь для улучшения навыка выступлений перед аудиторией.

Высшая школа экономики и «Яндекс»
готовят руководителей среднего и крупного
бизнеса к цифровой трансформации

В марте Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге и «Яндекс» в партнёрстве с «Газпром нефтью» и бизнес-школой MIP Politecnico di Milano Graduate School of Business запустили смешанную образовательную программу для руководителей среднего и крупного бизнеса. Формат программы предусматривает очные встречи с экспертами по цифровой трансформации, дистанционное обучение на онлайн-платформе, вебинары и практические кейсы от руководителей известных компаний.

Для завершения обучения студентам необходимо представить и защитить идею использования цифровых технологий для развития бизнеса перед экспертами.

Запущена новая VR-платформа,
способная транслировать видео 360

Во время самой масштабной выставки образовательных технологий в мире Education Show & Bett компания 360Mediahouse презентовала новый продукт — облачный сервис 360Education, который позволяет разработчикам обучающего контента записывать учебный материал с помощью видеокамеры 360 и транслировать его на очки виртуальной реальности. Размещённый на платформе контент можно просматривать с любого интернет-браузера 24/7, с любой точки мира.

Уже сейчас платформы 360Education используются при обучении и подготовке кадров в спасательных службах, а также в международных высших учебных заведениях.

Coursera запускает первую онлайн-программу
для получения степени бакалавра

Этой осенью ведущая мировая платформа онлайн-обучения Coursera предложит студентам степень бакалавра по направлению прикладных искусств и наук на базе государственного исследовательского Университета Северного Техаса. По мнению представителей университета, такая программа особенно актуальна для студентов с неоконченным высшим образованием. Для завершения обучения необходимо пройти 120 кредитных часов.

Это первая попытка Coursera выйти на рынок высшего онлайн-образования в американском учебном заведении. Ранее портал уже предложил своим студентам степень бакалавра в области компьютерных наук в Лондонском университете Голдсмитс.

Panasonic запустила два EduTech-приложения
для школьников и студентов

Компания Panasonic объявила о запуске двух приложений на рынке образовательных технологий. Одно из них — CareerEx, созданное с целью обучения студентов колледжей и университетов цифровым навыкам. Пользователи приложения могут изучать теоретический контент про облачные технологии, анализ данных, машинное обучение и Интернет вещей. Другое приложение — XcelIT позволяет школьникам, проживающим в небольших городах, подготовиться к вступительным экзаменам в учебные заведения.

Корпоративный университет Сбербанка
провёл открытый семинар о педагогическом
дизайне в условиях Agile

5 февраля на семинаре EduTech в Корпоративном университете Сбербанка участники вместе с экспертами разобрали, как в условиях Agile можно эффективно и методологически грамотно разработать обучающие решения На семинаре участники обсудили популярные модели педагогического дизайна (ADDIE, SAM, 4C/ID и др.), подходы к разработке обучения по Agile, а также педагогический дизайн образовательной среды высших учебных заведений и новые форматы в обучении, которые стирают границы между учебной и внеучебной работой.

Участниками семинара стали более 2000 человек — очно и дистанционно принявшие участие в мероприятии.

По результатам семинара был подготовлен журнал EduTech, который читатели могут скачать в сообществе профессионалов EduTech Club.

Российский EduTech-стартап MyBuddy.ai
получил главный приз на GESAwards

Российский стартап MyBuddy.ai стал победителем конкурса образовательных проектов Global EdTech Startups Awards (GESAwards) и получил $ 100 тыс.

MyBuddy.ai — это обучающая программа в виде компьютерной игры, которая помогает практиковать разговорную речь на английском. В приложении дети общаются с мультипликационным персонажем, управляемым искусственным интеллектом. Игра стала победителем в номинации Innovation.

Все проекты GESAwards оценивались по ряду критериев: решение проблемы современного образования, обеспечение инновационного педагогического подхода и потенциал для роста числа студентов. Также учитывались пользовательский опыт и бизнес-модель проекта.

В штате Вирджиния запущена платформа
для обмена открытыми образовательными ресурсами

В Вирджинии запустили образовательную платформу #GoOpenVA для преподавателей, которая позволяет обмениваться открытыми образовательными ресурсами.

На платформе уже размещено более 10 тыс. материалов в разных форматах: текстовые, аудио- и видеоматериалы. Платформа была создана по инициативе властей штата Вирджиния с целью поощрения использования и распространения бесплатного и нелицензионного образовательного контента.

В 2018 году Университет Райса в Хьюстоне запустил похожий проект, что позволило студентам сэкономить $ 177 млн на приобретение традиционных учебно-методических материалов. Подобная инициатива уже влияет на ценообразование крупнейших издательств, которые выразили готовность снижать стоимость на учебники, а в отдельных случаях в приоритете размещать их онлайн по меньшей цене.

В Томске работают над роботом для
массового внедрения в школьное образование

Томская компания НЦ «Полюс» разрабатывает виртуального робота с целью повышения вовлечённости школьников в образовательный процесс. Предполагается, что такой робот позволит снять нагрузку с учителей, станет организатором и наставником для школьников младших и средних классов.

Разработчики уже работают над созданием программного обеспечения, которое позволит роботу проводить интерактивные лекции и игры, индивидуальное тестирование и консультации школьников с аутентификацией по распознаванию лиц, автоматизировать процесс обработки ответов на контрольные работы и тестовые задания. Также разрабатывается дополнительный функционал для робота, который позволит ученикам старших классов и студентам вузов обучаться базовым возможностям управления роботом и создавать для него собственные приложения.

Стартапы

Британский стартап с доступными
MBA-программами привлёк € 12,7 млн

Британская бизнес-школа Jolt, специализирующаяся на доступных альтернативах MBA, привлекла € 12,7 млн от группы инвесторов во главе с Balderton Capital. Это увеличило размер общих инвестиций до € 20,9 млн.

Jolt был запущен в 2016 году в качестве площадки с видеокурсами. Сегодня у стартапа уже 10 кампусов в Израиле, Великобритании и США. В каждом из них проводятся высококачественные видео-уроки в режиме реального времени, семинары с инструкторами из компаний Google, Netflix и Tesla, в которых применяются интерактивные методы обучения: дискуссии, дебаты и деловые игры.

Приложение Snapask поможет обучающимся
в выполнении домашней работы

Обучающее приложение Snapask недавно объявило о получении финансирования в размере $ 35 млн. Платформа позволяет обучающимся сфотографировать и загрузить домашние задания, в которых они испытывают сложности, а после подключиться к репетиторам для получения консультаций по их выполнению.

Сейчас на платформе зарегистрировано около 3 млн пользователей, которые ежемесячно публикуют более 2 млн вопросов. Большинство или около двух третей вопросов касаются математики и естественных наук.

Компания планирует использовать финансирование для расширения на рынках образования.

Топ-3 успешных мобильных
EduTech-стартапов Сингапура

Составлен рейтинг наиболее успешных сингапурских EduTech-стартапов, разрабатывающих цифровые и мобильные платформы и другие технические решения в области онлайн-образования. Среди них Teamie — облачная мобильная платформа для образовательных учреждений и корпораций, которая позволяет преподавателям создавать обучающие материалы для группового обучения, а студентам выполнять задания и обмениваться знаниями друг с другом. Другой стартап — Geniebook на основе технологии ИИ анализирует сильные и слабые стороны учащегося, предлагает индивидуальные отчёты о прогрессе и создаёт персонализированные образовательные программы обучения. Весной 2019 года разработчики привлекли $ 1,5 млн. Тройку замыкает геймифицированная мобильная платформа Kalpha, которая предназначена для организации peer-to-peer встреч в офлайн для обмена опытом и совместного обучения.

Пять образовательных EduTech-платформ
Вьетнама для школ, вузов и корпораций

Южно-Азиатский ресурс Tech Collective представил обзор пяти EduTech-стартапов, на которые стоит обратить внимание в 2020 году:

  1. Edmicro специализируется на персонализированном микрообучении с элементами геймификации и ИИ, позволяет создавать совместно используемые базы данных.
  2. Everest Education предлагает программы для учащихся начальных, средних и старших классов, сочетая офлайн-обучение и онлайн-ресурсы. Портал помогает учащимся подготовиться к поступлению в элитные школы-интернаты и ведущие мировые университеты.
  3. Topica — бизнес-инкубатор, трансформировавшийся в глобальную сеть образовательных платформ на рынках США и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Стартап предлагает программы обучения английскому языку, получение высшего образования онлайн, а также функционирует как бизнес-акселератор.
  4. ELSA помогает совершенствовать английское произношение с помощью коротких диалогов и мгновенной обратной связи.
  5. Tesse предоставляет доступ к виртуальным классам со всего мира. Поскольку уроки проходят в синхронном режиме, слушатели могут взаимодействовать друг с другом и получать мгновенную обратную связь от преподавателей.

Онлайн-платформа на основе VR
и искусственного интеллекта Novakid
привлекла € 1,3 млн

Польская EduTech-платформа для детей от 4 до 12 лет Novakid привлекла € 1,3 млн от венчурного фонда LETA Capital и VC BonAngels. В общей сложности инвестиции в стартап составили € 1,9 млн. Средства направят на усовершенствование продукта, а также дальнейшую географическую экспансию.

Стартап, основанный в 2017 году российским предпринимателем Максимом Азаровым, представляет собой онлайн-платформу для изучения английского языка. Обучение построено по модели «многопользовательской ролевой онлайн-игры», которая позволяет учащимся взаимодействовать друг с другом на веб-платформе, оснащённой технологиями VR. Её основой стал автоматизированный метод оценки студента на основе технологии ИИ, позволяющей получать точные показатели эффективности обучения и персонализировать программу для каждого студента.

Четыре прорывных европейских стартапа от EU Startups: платформа для
видео-коучинга, обучающий симулятор для медицинских работников
и платформы для программирования

Эксперты EU Startups представили перечень образовательных стартапов, которые конкурируют с колледжами и университетами, создавая более доступные и эффективные способы обучения. Ниже представлены некоторые из них:

  1. Coach Hub — цифровая платформа, предоставляющая сотрудникам видео-коучинг и учебные мероприятия по развитию навыков управления временем, стресса и лидерских качеств. Платформа запущена в 2018 году и в настоящее время насчитывает более 300 квалифицированных тренеров, говорящих на 30 языках. В 2019 году она заработала € 18,9 млн.
  2. Stemi — обучающий продукт в виде робота, который предлагает пошаговое видеоруководство по созданию 3D-моделей, помогает развивать творческие способности и осваивать навыки программирования. Также Stemi предлагает образовательную платформу для индивидуальных занятий с учеником.
  3. InSimu — интерактивное приложение-симулятор пациента, позволяющее врачам и студентам-медикам практиковаться и ставить диагноз виртуальным пациентам. В последнем раунде в 2019 году стартап привлёк более € 540 тыс. финансирования.
  4. Стартап Skriware помогает детям учиться проектировать роботов при помощи 3D-принтера, а затем программировать их работу. Стартап признан одним из самых инновационных в мире и привлёк € 3,9 млн.

Онлайн-школа для подготовки к экзаменам
«Тетрика» привлекла от группы инвесторов
$ 600 тыс.

EduTech-стартап «Тетрика» привлёк во втором раунде $ 600 тыс. от группы бизнес-ангелов. Средства планируют направить на развитие продукта и маркетинг.

«Тетрика» позволяет дистанционно заниматься с репетитором один на один для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Сервис включает текстовый редактор, виртуальную доску, видеоролики и аудиозаписи.

Компанию основали в 2018 году Николай Спиридонов, Максим Гаджиев и Антон Иванов, работавшие ранее в «Нетология-групп» и «Яндексе».

Сервис автоматизации учебной деятельности
DigEd назван победителем четвёртого
набора акселератора ED2

В четвёртом наборе акселератора ED2, который завершился в декабре 2019 года, победила платформа DigEd, которая создана для автоматизации учебной деятельности с возможностью проведения индивидуальных занятий в смешанных группах. Финансирование в размере 3 млн руб. будет направлено на дальнейшее расширение в сфере EduTech.

Тем временем акселератор ED2 завершил приём заявок на пятый набор EduTech-стартапов для участия в отраслевой программе. К участию приглашались проекты из России и СНГ, работающие в различных сферах образования, а также в отраслях HR-tech и Talent-tech. Организаторы рассчитывают, что в новом отборе проекты будут фокусироваться на экономических показателях.

Афиша

Применение симуляций в виртуальном классе
Запись вебинара

Симуляции — это интерактивный метод развития навыков и умений, при котором происходит моделирование реальных процессов, событий, мест или ситуаций. На вебинаре от Harvard Business Publishing Education эксперты описывают преимущества применения симуляций в обучении, а также делятся стратегиями их разработки и переноса в онлайн-формат.

  • Образовательные
    технологии
  • Онлайн-обучение
  • Педагогический
    дизайн
  • Руководители и
    специалисты в сфере
    обучения и развития
  • Педагогические
    дизайнеры
  • Эксперты
    технологий
    обучения
  • Преподаватели школ
    и университетов

Применение технологий искусственного интеллекта в корпоративном обучении
Запись вебинара

В онлайн-дискуссии, организованной ECLF и Центром будущего организации при Школе управления им. Друкера, эксперты из Infosys и Siemens рассказывают о роли искусственного интеллекта и машинного обучения в контексте корпоративного обучения.

  • Образовательные
    технологии
  • Руководители и
    специалисты в сфере
    обучения и развития
  • Эксперты
    технологий
    обучения

Как быстро перенести очное обучение онлайн
Запись вебинара

На вебинаре от Harvard Business Publishing Education профессор Университета Бентли рассказывает о подходах вовлечения обучающихся при проведении синхронного или асинхронного онлайн-обучения.

  • Образовательные
    технологии
  • Онлайн-обучение
  • Педагогический
    дизайн
  • Руководители и
    специалисты в сфере
    обучения и развития
  • Педагогические
    дизайнеры
  • Эксперты
    технологий
    обучения
  • Преподаватели школ
    и университетов

L&D on a Shoestring Online Conference
Онлайн-конференция

  • 22.04.2020 – 23.04.2020

На двухдневном онлайн-мероприятии 8 экспертов по электронному обучению поделятся советами по оптимизации стратегий обучения, а также перечислят недорогие инструменты, которые способны помочь управлять процессом разработки образовательных решений.

  • Образовательные
    технологии
  • Онлайн-обучение
  • Педагогический
    дизайн
  • Руководители и
    специалисты в сфере
    обучения и развития
  • Педагогические
    дизайнеры
  • Эксперты
    технологий
    обучения
  • Преподаватели школ
    и университетов